Составила: Воспитатель фил.№1 МБДОУ № 7 Бастрыгина Наталья Николаевна
Применение дидактического наглядного пособия «Интеллект-карта» в работе с детьми дошкольного возраста
Вашему вниманию представляется статья Политыко Натальи Михайловны-учителя-логопеда и Кравченко Елены Евгеньевны-учителя- дефектолога МАДОУ ДС №15 «Солнышко», Красноярского края на тему: «Применение дидактического наглядного пособия «Интеллект-карта» в работе с детьми дошкольного возраста.
В данной статье Наталья Михайловна и Елена Евгеньевна пишут об использовании интеллект-карт в работе с детьми.
Введение ФГОС и проблемы в обучении дошкольников подчеркивают необходимость поиска новых средств, а именно применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют достижению детьми определенных целевых ориентиров.
В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется достаточное количество технологий и методик. Одной из наиболее эффективных методик для освоения знаний является метод Интеллект – карт.
Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и др.) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.
Применение интеллект-карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.
Наталья Михайловна и Елена Евгеньевна выделяют задачи интеллект-карты.
- развивать психические функции (внимание, память, мышление);
- развивать связную речь;
- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
- формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развивать воображение и творческую активность;
- развивать мелкую моторику рук;
Наталья Михайловна и Елена Евгеньевна выделяют цели создания интеллект-карт с дошкольниками по направлениям:
1 направление
Цель – сбор материала (информации) о предмете, явлении, объекте. ДЕЙСТВИЯ:
•Создать карту в ходе обсуждения
•Расширять и пополнять словарный запас
•Развивать процессы мышления: анализ, синтез, аналогия, обобщение, ассоциация 2 направление
Цель – развитие связной речи детей
ДЕЙСТВИЯ:
•Учить последовательно и самостоятельно излагать свои мысли
3 направление
- Цель – закрепление и обобщение материала
- ДЕЙСТВИЯ:
- •Создать карту как итог работы с детьми по теме
- • Развивать у детей умение выделять главную мысль ,припоминать изученное
- •Активизировать словарь, совершенствовать связную речь
Использование интеллект-карт повышает работоспособность детей, так как устная работа чередуется с практической, составление таких карт развивает мышление – как логическое, так и творческое. Развивается память.
Методика составления карты
Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).
1.Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры и так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.
2. В центре пишется (иллюстрируется) и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).
3. Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определенному фрагменту
рассматриваемой темы.
4. Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой.
5. Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.
Интеллект-карта «Зима»
Интеллект-карта «Весна»
Интеллект-карта «Лето»
Применение в работе с детьми интеллект-карт способствует увеличению темпа формирования мыслительных операций, что в дальнейшем положительно скажется на обучении в школе.
Таким образом, можно сделать вывод, что метод интеллект-карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.