Составила: Воспитатель Шишкина Наталья Геннадьевна.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.С. Сухомлинский.
Уважаемые родители!
Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые упражнения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Большое значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность.
Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, лепке, конструированию, и различным манипуляциям с предметами и т. д.
«Сенсорные дорожки» или «Пальчиковые шаги» представляют собой дорожки длиной 25 см, шириной 10 см с закрепленными на них деталями из различных предметов (ленточки, пуговицы, камешки, липучки для одежды, помпоны, веревочки). Предметы выполнены из материалов, отличающихся наружной поверхностью, что вызывает различные тактильные ощущения.
Целевое назначение: вызвать у детей интерес к играм пальчиками. Помочь детям научится координировать движения кистей и пальцев рук. Развивать память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, наблюдательность. Способствовать развитию речевого взаимодействия. Формировать умение сохранять положение пальцев в процессе прохождения всей игровой дорожки.
На тренажерах выполняются игровые упражнения «Пальчиковые шаги». Это упражнения, с помощью которых совершенствуется мелкая моторика и координация движений кистей и пальцев рук, целенаправленность действий. Эти увлекательные задания, хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму. У детей развиваются психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память (слуховая, зрительная, тактильная), стимулируются мыслительные операции. Выполнение этих упражнений и движений пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, следовательно, стимулируют речевое развитие ребёнка.
Пальчиковые шаги – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Ребенок вместе со взрослым проговаривает или слушает короткие стишки или рифмованные строчки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковые шаги как игру и с удовольствием выполняет все.
Начинать упражнения рекомендуется с «шагов» указательным и средним пальцами. Далее «шагать» остальными пальчиками в следующей последовательности: указательный и безымянный пальчики; указательный палец и мизинец; большой палец и мизинец; большой и указательный пальчики; большой и средний пальчики; большой и безымянный пальчики; средний и безымянный пальчики; средний палец и мизинец; безымянный палец и мизинец.
Правила проведения пальчиковых игр на сенсорной дорожке:
-обоюдная заинтересованность детей;
-не продолжительное игровое время – 5-8 минут;
-иметь различные сенсорные дорожки;
-пальчиковые игры должны соответствовать возрасту малыша;
-разнообразие пальчиковых игр – ваш главный козырь.
Пальчиковые игры для малышей на развитие мелкой моторики:
***
Пальчики по дорожке идут
Друг от друга не отстают.
***
Большие ножки шли по дорожке
Топ-топ-топ
Маленькие ножки бежали по дорожке
***
Идет киска не спеша
И погладит малыша
Мяу –мяу скажет киска
Наша детка хороша
***
Едем –едем на лошадке
По дорожке гладкой- гладкой,
В гости нас звала собачка
Кушать вкусную колбаску.
Варианты использования «Тактильных дорожек» для малышей.
- «Посмотри, потрогай, погладь»
Цель. Развитие тактильных навыков, мелкой моторики, внимания, наблюдательности.
- «Один – много»
Цель. Развитие зрительного и слухового восприятия, памяти, речи, формирование понятия «один – много».
- «Назови цвет и форму»
Цель. Развитие зрительного и слухового восприятия, формирование понятий о цвете и форме предметов.
- «Большие – маленькие»
Цель. Развитие зрительного и слухового восприятия, памяти, речи, формирование понятия о величине предметов.
Шагать пальчиками по сенсорным дорожкам можно в сопровождение с проговаривание стихотворений.
Зайчишка- трусишка
По полю бежал
В огород забежал
Морковку нашёл
Капусту нашёл
Сидит и грызёт
Ай, кто- то идёт
Или всем известное стихотворение
Мишка косолапый по лесу идёт
Шишки собирает в сумочку кладёт
Уделяйте несколько минут в день на «Пальчиковые дорожки» с детьми, это приятное и полезное занятие.