Составила: Воспитатель Филиала №1 МБДОУ №7 Ламзина Надежда Николаевна
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются блоки Дьенеша.
С их помощью:
- Развивается логическое мышление;
- Дети знакомятся с формой, цветом, размером, толщиной объектов;
- Развиваются пространственные представления;
- Воспитывается самостоятельность, инициатива, настойчивость в достижении цели;
- Развиваются познавательные процессы, мыслительные операции;
- Развиваются творческие способности, воображение, фантазия, способности к моделированию и конструированию.
Использование блоков Дьенеша позволяет детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.
Логические блоки Дьенеша составляют набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. В комплект входят и методические рекомендации.
Первое знакомство с фигурами можно начинать с детьми трех лет. Игры и упражнения даны в трех вариантах. Вначале малыши развивают умения оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе).
В зависимости от возраста детей нужно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: начинать можно с блоков разных по цвету и форме, но одинаковых по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук). Это важно, так как чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и выполнять такие важные для ребенка логические операции, как, сравнение, классификация и обобщение.
Рекомендуем родителям использовать игры с блоками дома.
Игра «Цепочка».
От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения:
- Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины)
- Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур
- Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме
- Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы и т. д.
Игра «Раздели блоки» .
Эта игра научит разбивать множества по двум, трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или». В лесу переполох! Лиса, волк и медведь не могут поделить подарки Деда Мороза! Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю - все толстые, а волку – круглые. Но вот беда, есть подарки и круглые и маленькие одновременно, их должна взять и лиса и волк. А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые. Ими могут играть все звери. Три пересекающихся обруча (ленты, веревки) помогли нам разобраться, где чьи подарки.
Игра «Найди клад» или «Куда спрятался щенок?»
Перед ребенком лежат 8 блоков или картинка щенка. Кладоискатель отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатель ищет его, называя различные свойства блоков. Если малыш находит клад, то забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад. Ведущий сначала сам в роли кладоискателя и показывает как вести поиск клада, называя различные свойства блоков. Можно карточками-символами написать письмо.
Заниматься с детьми нужно только в системе и на основе личностно – ориентированной модели общения, которая направлена на развитие познавательных знаний, охрану их физического и психического здоровья, наличие между взрослым и ребенком отношений сотрудничества и партнерства. Только в этом случае он, в дальнейшем, может стать интересным, интеллектуальным человеком, а именно этого хотят заботливые родители для своих детей.
Желаем Вам успехов !