Составила: Воспиатель Филиала№1 МБДОУ №7 Прохорова Елена Владимировна
Форма проведения: семинар-практикум
- Цель: Педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания детей.
Задачи:
1.Побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье.
2.Развивать умение видеть себя «со стороны».
3.Содействовать обмену опытом семейного воспитания.
4.Развивать умения родителей анализировать собственную воспитательную деятельность.
- Оформление, оборудование, инвентарь:
- 1. Мультимедийное оборудование: ноутбук.
- 2. «Книга воспитания»
- 3. Фишки.
- 4. Карточки с негативными и позитивными установками.
- 5. «Свеча радости».
- 6. «Цветок воспитания».
- 7. Памятки для родителей.
Ход собрания:
1 воспитатель. Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады новой встрече с вами. Мы считаем родителей единомышленниками и помощниками в нелегком, но благородном деле воспитания. Сегодня мы поговорим о ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья.
У нас будет возможность подискутировать (Высказаться), чему-то научиться, поделиться собственным семейным опытом.
Воспитатель. В каждой семье есть свои педагогические секреты. Я предлагаю поговорить о них. Эта книга (показывает на экран) поможет в нашей беседе. На первой её странице — улыбка. Давайте улыбнемся и поприветствуем друг друга. (рассаживаемся)
Воспитатель. На второй странице нашей книги — правила воспитания.
1. Принимай ребенка таким, какой он есть.
2. Сначала люби — потом учи.
3. Признавай право ребенка на ошибку.
4. Помогай ребёнку действовать самостоятельно. Он познаёт себя и совершенствуется.
Воспитатель. На следующей странице нашей книги — вопрос «Каким вы хотите видеть своего ребёнка, когда он вырастет?» Ответьте на него пожалуйста.
Вы перечислили много хороших качеств, и мы рады, что вы хотите воспитать своих детей порядочными, внимательными, добрыми, щедрыми. А всегда ли у вас это получается?
Воспитатель. Сейчас вам предлагается проанализировать поведение своих детей с помощью фишек. Если ребенок выполняет данное правило, то вы кладёте на стол фишку красного цвета; если не всегда, не совсем правильно — то зеленого цвета; если не выполняет — синего цвета.
-
1. Всегда моет руки перед едой, после посещения туалета, придя с улицы.
-
2. Аккуратно складывает одежду.
-
3. Пользуется носовым платком.
-
4. Вежливо обращается с просьбой о помощи (завязать, застегнуть…), благодарит.
-
5. Умеет вовремя извиниться.
-
6. Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы извиняется.
-
7. При встрече здоровается, прощается.
-
8. Не бросает на улице, в помещении мусор.
-
9. Не говорит «плохие» слова.
-
10. Убирает игрушки после игры.
Посмотрите на фишки, их цвета помогут решить, над чем же следует поработать с детьми.
Воспитатель. Поведение родителей — самое решающее в воспитании. Если отец и мать демонстрируют своё разумное поведение и поступки в качестве родителей, у них есть шанс добиться успехов и побед в деле воспитания своих детей.
Большую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Что значит родительские установки? Это те словесные обращения, высказывания к ребёнку, оценка поступков ребёнка. Соответственно эти обращения, эта оценка может носить как негативный, так и положительный характер.
Поэтому наша задача избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка.
Поучимся негативные установки трансформировать в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя.
Родители берут по одной карточке, на которых написаны начало установки или её конец. Необходимо найти «пару», встать вместе и прочитать (трансформировать негативные в позитивные.)
Дорогие родители! Пожалуйста, следите за своей речью и не давайте детям отрицательные установки. Если же вы всё-таки оговорились, то поспешите исправить ситуацию, заменив отрицательную установку на положительную.
Воспитатель. Мы много времени проводим на работе. Кажется, главное накормить, одеть, создать определённые блага. А времени для того, чтобы поговорить с ребёнком, услышать о том, что делается в его детской душе, у нас нет. Или общаемся с ребенком на бегу, второпях.
Воспитатель. Дорогие родители! Отложите все дела в сторону, привлеките к себе ребенка, обнимите его. Психологи утверждают, что для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым — его нужно семь раз в течении дня погладить по голове, обнять, одобрить, т.е. через телесное прикосновение подтвердить: «Я тебя люблю». И поэтому, правильное воспитание в семье, как сказано в народной пословице — «это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слёзы». А с мудростью народа не поспоришь.
Воспитатель. Перевернём следующую страницу нашей книги. Зачитываем вопрос: «Что значит совершать добрые поступки?», «Что такое доброта?»
Приведите примеры, как вы учите детей совершать добрые поступки.
(Родители берут в руки «волшебный микрофон» и отвечают на вопрос).
Воспитать детей добросердечными, заботливыми людьми, научить их сострадать, сопереживать, радоваться чужим удачам, мы, взрослые, можем прежде всего своим примером.
Воспитатель. Открываем следующую страницу нашей книги. На ней изображена » свеча радости». (зажигает свечу). Каждый из вас знает, как важно научить детей искренне радоваться успехам других, чужим удачам. Передавая «свечу радости», стоящему рядом, постарайтесь показать, как вы умеете это делать.
(Родители и педагоги встают в круг, передают друг другу свечу, сопровождая действия словами, например: «Я очень рада, что ваша Катя научилась читать», «Я рада, что у вашего Никиты появилась маленькая сестрёнка» и т. д.)
Воспитатель. Конфликт или проблемная ситуация является частью повседневной жизни. В его основе лежит столкновение противоположных интересов, взглядов, позиций, а наша жизнь немыслима без этого. Важно уметь позитивно себя вести и конструктивно его решать.
(Разбор проблемной ситуации)
- 1 Ситуация:
Вероника (6 лет) с интересом лепит, занимается даже тогда, когда мама требует оставить работу и «немедленно собираться гулять». Но девочка просит подождать ещё чуть-чуть, а потом «ещё минуточку»… Ей непременно хочется закончить начатое дело.
Возмущённая неповиновением, мать отбирает пластилин, «шлёпает» дочь и заставляет её одеваться.
– До чего же упряма! – сердится мама, насильно надевая на девочку пальто и шапку.
Вопросы для родителей: Упрямство ли это? Правильно ли поступила мама Вероники? Как маме следовало реагировать на поведение девочки? (Родители комментируют).
Вывод: Настойчивость нередко принимают за упрямство. И то и другое сходно по своему выражению в поведении ребёнка. Но их путать нельзя, ибо упрямство – отрицательное проявление поведения ребёнка. Стремление достичь задуманной цели – хорошая черта, и родители должны стараться укреплять её, а не разрушать. Лучше поступиться минутой времени и дать возможность ребёнку завершить начатое, чтобы не гасить в нём целеустремлённые действия.
2 Ситуация:
Галя нехотя ест апельсин. Когда остаётся две дольки, мать предлагает:
– Не ешь, если не хочешь. Лучше отдай бабушке, пусть она доест.
– А-а-а, ишь ты какая… Я лучше сама съем!
И девочка ест. Давится, морщится, но ест, лишь бы не дать другому.
– Ну вот и хорошо, что сама съела. Умница! – хвалит мама дочь.
Вопросы для родителей: Правильно ли поступила мать, называя дочь умницей? Что этим самым она закрепляет у ребёнка? О каких сформированных качествах свидетельствует поступок ребёнка.
Вывод: В данном случае мать невольно культивирует у дочери жадность: хвалит её за то, что она ест через силу, лишь бы не поделиться с другими. От жадности берут начало многие человеческие пороки: эгоизм, равнодушие, стяжательство. Надо учить малыша делиться всем, что у него есть, делить всё поровну между всеми членами семьи…
Воспитатель. К сожалению, в деле воспитания невозможно обойтись без наказания и поощрения, похвалы. Мы приготовили для вас буклеты «В каких случаях ребёнка нельзя наказывать, ругать» и «Когда можно и нужно хвалить ребёнка». Но самое главное вы должны помнить: ребёнка нельзя наказывать физически, нельзя унижать, оскорблять.
Воспитатель. Добиться успехов в деле воспитания ваших детей помогут «Десять заповедей родителей «Януша Корчака. На столе разложены лепестки волшебного цветка. Возьмите по одному лепестку и прочитайте заповеди, написанные на них. Соедините лепестки — пусть распустится наш «цветок воспитания». (приклеить на ватман)
Воспитатель. Вот и подошла к концу наша встреча. Большое спасибо вам за вашу искренность, честность, доверие и поддержку.
Будьте для детей примером. Учите их доброму отношению ко всем окружающим.
Мы прощаемся с вами, но на сайте детского сада и стенде для родителей вы всегда найдёте советы психолога и рекомендации педагогов.