Проект «Ландшафтный дизайн».
«Одним из важных направлений в развитии и воспитании гражданского сознания у молодежи должно стать экологическое образование, формирование ответственности за чистоту родного края, нетерпимости к проявлениям невежества и бескультурья по отношению к природе», – отметила Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева.
Задачи по формированию представлений у дошкольников «…о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы…» отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области познавательной развитие. Одной из основных целей и задач по познавательному развитию является «…формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений…».
Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Важным показателем экологической воспитанности дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе.
Учитывая вышесказанное, педагогами и специалистами ДОУ было принято решение о реализации на территории детского сада «Ландшафтный дизайн». Основной целью является создание условий для обогащения содержания мира дошкольников посредством систематизации работы по экологическому образованию, для амплификации детского развития, озеленения территории детского сада.
Проблема: не у всех детей проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.
Задачи:
Для детей:
· Формировать у детей навыки экологического грамотного поведения в природных условиях.
· Учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, стимулировать познавательный интерес детей.
· Научить добывать знания методом исследования природных объектов.
Для педагогов
· Создавать условия для детской деятельности.
· Активизировать и систематизировать деятельность педагогов по экологическому образованию дошкольников, а также пропагандировать лучший опыт работы педагогов по данному направлению; пополненять и обновлять методическую базу, изучать новые технологии.
Для родителей:
· Повысить грамотность родителей в вопросах экологического образования.
· Подчеркнуть эффективность личного примера в воспитании своих детей.
Для социума:
· Использование возможностей социума для повышения экологической культуры района.
· Оказание спонсорской помощи в озеленении и совершенствовании развивающей предметно-пространственной среды прогулочных участков и территории ДОУ.
В рамках мультипроекта «Ландшафтный дизайн» продолжают реализовываться монопроекты: «Экологическая тропа», «От зерна до каравая», «Формирование представлений детей 5-7 лет о труде взрослых по выращиванию овощных культур». Хотелось бы подробно познакомить гостей нашего сайта с реализацией монопроекта «Экологическая тропа».
Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу. Цель создания в нашем дошкольном учреждении экологической тропы: развитие познавательных интересов у детей, развитие любознательности и познавательной мотивации, расширение кругозора детей, ознакомление с природой и природными явлениями.
Задачи:
- Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, наблюдений за объектами и явлениями природы.
- Повышение экологического сознания педагогов, родителей и воспитанников.
- Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
- Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение от одного объекта к другому, и наглядно показан на картосхеме тропы, которая располагается напротив входа в детский сад.
По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде красивых указателей. Начинается экологическая тропа с паровозика «Улыбка», который размещен около входа в детский сад и символизирует собой начало пути.
Двигаясь далее за указателем, мы видим террасирование склона, где клумбы на склоне оформлены декоративными камнями. Здесь дети могут не только наблюдать за растениями на клумбе, но и осуществлять трудовую деятельность: поливать цветы, рыхлить почву.
Следуя за указателем, мы попадаем в «Птичью столовую». Здесь представлены разнообразные кормушки для птиц. Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц, их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.
Рядом с «Птичьей столовой» расположилась «Грибная полянка» (имитация), где ребята могут познакомиться со съедобными и ядовитыми грибами. У детей воспитывается интерес к грибам, бережное отношение к ним.
Далее располагается «Зеленая аптека». Аптекарский огород создан нами для того, чтобы познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями. Здесь проводятся наблюдения за этапами роста и созревания растений-целителей, закрепляются знания о ценности их для здоровья, дети обучаются правилам сбора и сушки трав «Зеленой аптеки».
Двигаясь далее по указателям, мы попадаем в настоящую «Деревеньку», где находится деревенский дворик, колодец, около домика под навесом расположилось целое семейство, а за небольшой изгородью «живут» курочки, петушки, уточки и поросята. Здесь дошкольники знакомятся с сельским укладом жизни, с домашними животными.
Рядом с «Сельским двориком» раскинулось «Экспериментальное поле». Поле было заявлено как экспериментальное, так как 2 года назад на необработанный участок луга завезли землю и посадили семена, посадка была поздней, в конце мая, и поэтому не было гарантии, что семена взойдут. Семена не только взошли, но и дали прекрасный урожай. Теперь каждый год на поле высаживаются различные злаковые культуры. Дети имеют прекрасную возможность наблюдать за их ростом, сравнивать различные культуры, осуществлять трудовую деятельность.
Пройдя дальше, попадаешь в «Жужжащий и ползающий мир». Дети, как известно, очень любят наблюдать за насекомыми. Наблюдению за насекомыми выделен зеленый луг, на котором сделана клумба в виде сот, а также импровизированные улья.
Центральная клумба в детском саду также входит в состав экологической тропы. Она оформлена в виде альпийской горки. Цель объекта: формировать представления об «альпинарии», как разновидности цветника; дать детям знания о составляющих частях «альпинария» (сочетание объектов живой и неживой природы).
Заканчивается экологическая тропа «Сказочной полянкой». Здесь по соседству с природой расположились герои известных детям сказок: колобок и лисичка, Баба-Яга со своей избушкой на курьих ножках, а также обитатели леса: ежики и зайчики.
Гуляя по территории детского сада, можно встретить предостерегающие знаки, которые учат детей беречь природу и живых существ.
На каждом участке нашего детского сада располагаются огороды и клумбы, на которых дети осуществляют наблюдение и трудовую деятельность.
Взаимодействие детей с объектами экологической тропы охватывает все образовательные области. На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. |